
Прямое влияние кастрации на ожирение вследствие большою количества факторов установить трудно, но можно рассмотреть несколько возможных объяснении. Первое, что нужно принять во внимание - различия в потреблении пищи на разных стадиях полового цикла, как говорилось выше, и ингибирующее действие эстрогенов на потребление корма.
Логично предположить, что этот эффект у кастрированных самок можно не учитывать. По данным исследователей, четыре суки породы бигль в течение трех месяцев после кастрации потребляли на 20% больше корма, чем некастрированные, и их масса тела значительно воз- роста. Другое исследование, посвященное этой проблеме, рассматривало не только увеличение массы у кастрированных самок, но и количество энергии, необходимое для поддержания оптимальной массы тела у сук породы бигль. Показано, что для поддержания массы тела сук в пределах нормы в течение нескольких недель пекле оварногистерэктомии необходимо снижение энергоемкости корма на 30% по сравнению с прежним рационом.
Различные исследования показывают, что суки более предрасположены к ожирению, чем кобели. Имеются значительные различия между странами. Так. в Японии и США кастрировано примерно 30% собак. В европейских странах этот показатель намного ниже но точных данных нет.
Ожирение и эндокринные болезни
Ожирение может быть связано с некоторыми эндокринными болезнями, такими, как сахарный диабет и гипотиреоидизм. Согласно данным перечисленных авторов, по крайней мере, 40% сук, у которых диагностированы эти заболевания, страдают ожирением. Ожирение также может быть последствием гиперадренокортицизма. При клиническом обследовании пяти собак были отмечены жировые отложения, типичные для ожирения и отличные от синдрома отвисшего живота.
Проще говоря, собаки, которые постоянно находятся в помещении, более подвержены ожирению, чем собаки, живущие на открытом воздухе. Однако было бы ошибкой считать, что игры на свежем воздухе систематически увеличивают расход энергии. У некоторых животных, которые живут в ограниченном пространстве, на прогулки отводится несколько часов в неделю, в то время как их сородичи, имеющие возможность регулярно гулять в саду, ограничиваются несколькими минутами в день.